КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ РЕБЕНКА

Всем родителям важно, чтобы их дети развивались гармонично.  Самый лучший и естественный способ этого достичь – через игрушки, окружающие ребёнка с самого рождения. Ведь игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, и воздействовать на ребёнка неё представляется самым логичным. Именно поэтому игрушки должны быть обучающими, интересными, сюжетными, многофункциональными, развлекательными, безопасными и экологически чистыми.

Как сказано выше, лучший способ обучения в дошкольном возрасте – обучение через игру. Оно происходит легко и непринуждённо, поэтому необходимо иметь разноплановые развивающие и познавательные игрушки. Сложно ребёнка научить читать и считать, нужно направлять его деятельность через проигрывание сюжетных сказок и ролевые игры. Например, помочь потерявшемуся зайчику прочитать слово, которое приведёт его к маме, или найти волшебную палочку, преодолев препятствия, где нужно сосчитать сказочных героев, или ягодки на полянке, или всё, что Вам придёт на ум.

В подобных и других играх будет уместно использовать яркие, необычные, интересные игрушки, которые привлекают внимание детей, однако при этом не стоит увлекаться странными формами, неправильными линиями и искажающими деталями. Для развития воображения используются такие игрушки вальфдорские конструкторы и авторские куклы на руку (театральные). Важно, чтобы у ребёнка сложилось адекватное понимание предметов и явлений.

В чем основные ошибки при выборе правильной игрушки для любимых малышей?

Нормальное развитие ребёнка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а, следовательно — без игрушки. Они являются для ребёнка той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться и познавать себя. Как обычно выбирают игрушки? Это достаточно стихийный процесс. Либо ребенку что-то приглянулось в магазине, и взрослые решили угодить, либо они выбирают очередной подарок для малыша в соответствии с внешним видом, размерами и ценой. О таких критериях, как развивающий потенциал и педагогическая «полезность» либо вовсе не задумываются, либо целиком доверяют аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития -- нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребёнка. Выбирая игрушку ребенку, важно учитывать не только привлекательный внешний вид и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект, ее значение для развития малыша. Естественно, давать такую оценку можно, лишь опираясь на объективные и научно обоснованные критерии. А ими владеет далеко не каждый. Здесь необходимо участие детских психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации, понимают закономерности детского развития и особенности игры в разных возрастах.

Сюжетные игрушки (наборы для игры в доктора или посудка) дают возможность детям реализовать возможности своего воображения. Через изучения мира взрослых они переносят в игру действия с предметами – это немаловажные развивающие составляющие сюжетных игр. Происходит развитие воображения и отражение картины мира взрослых.

Функциональные особенности игрушек

Прежде всего, нужно подчеркнуть, что развитие ребёнка происходит в разных видах деятельности. Его самостоятельная и осмысленная активность в любой форме-- есть важнейший результат развития. Ведь у человека осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. А стало быть, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности и становлении ее новых форм. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект при выборе игрушек нужно отчетливо осознавать. Отдавая предпочтение какой-либо из них, взрослые должны сразу представить, что ребёнок будет с ней делать. Во всем разнообразии видов детской деятельности психологи выделяют две группы. В первую входят те, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе — социальное и личностное развитие ребёнка. Вторую группу составляют виды, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами, и на этой основе — формирование интеллектуальных, познавательных способностей. Исходя из этого, все игрушки тоже условно делятся на две группы. В первую можно объединить все то, что способствует социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы). Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно причислить и транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

 Во вторую группу входят игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Это всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино. Такое разделение очень удобно, поскольку позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность.

В группе «Звёздочки» мы старались подобрать такие игрушки, которые несут в себе не только функцию увлекательно провести время, но и обучающую, которые развивают воображение, память и мышление.  Все развивающие игры и пособия высокого качества и многофункциональны.  Приоритетными материалами игр и пособий – дерево.  Они практичны и безопасны.  Пособия Монтессори , песочный стол для Арт-терапии, бизи-борд, набор Фрёбеля , шнуровки и т.д. – для развития мелкой моторики.  Рамки-вкладыши, пазлы-картины – для развития внимания, речи.

И  визитной  карточкой нашей группы является театральный уголок. разнообразие видов театра даёт возможность нам с ребятами одну и ту же сказку интерпретировать в разных вариантах. Например,  сказка «Репка»  - это и кукольный (би-ба-бо), и театр на прищепках, и настольно- плоскостной и на ковролине. Дети могут играть в том варианте, который им ближе.

 

Мы надеемся, что нашим ребятам интересно и весело и конечно готовы  принимать во внимание пожелание родителей, советы и рекомендации.