Чиж Алеся Вячеславовна

воспитатель разновозрастной группы

компенсирующей направленности " Звёздочки "

образование: высшее педагогическое

категория: высшая

Плеханова Ольга Валерьевна

воспитатель разновозрастной группы

компенсирующей направленности " Звёздочки "

образование: среднее специальное педагогическое

категория: высшая

Куправа Анна Игоревна

учитель-дефектолог разновозрастной группы

компенсирующей направленности " Звёздочки "

образование: высшее педагогическое

категория: высшая

ДЕТКИ В САДИКЕ ЖИВУТ,

ЗДЕСЬ ИГРАЮТ И ПОЮТ,

ЗДЕСЬ ДРУЗЕЙ СЕБЕ НАХОДЯТ,

НА ПРОГУЛКУ С НИМИ ХОДЯТ!

Современные педагогические технологии (опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ)

 Автор: Чиж А.В.

 Технология от гркч. термина - это искусство, мастерство, сегодня педагогическая технология – это методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т. Лихачёв).

 После введения ФГОС ДО в систему ДО воспитатель должен заниматься развитием ребёнка, основываясь на комплексно-тематические принципы построения образовательного процесса; решать не только задачи в образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В современном образовании существует более ста технологий и мы,  планируя свою педагогическую деятельность, зачастую даже не знаем, что использовали популярную пед. технологию. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (заставка). Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Сегодня разнообразие дидактических, развивающих игр и пособий на рынке много. Мы хотим вам представить игровое пособие ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ

ФГОС ДО определяет достижения целей образовательной программы через основные виды детской деятельности и охватывает 5 образовательных областей. Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Одним из них кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании ребёнка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель: «Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай её, мать! Береги, охраняй её, отец!...Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей  жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своём внутреннем чувстве»

Основной характеристикой игрового набора «Дары Фрёбеля»: это то, что ребёнок познаёт окружающий мир с помощью предметов-посредников. Он создал свой собственный набор учебных материалов, который назвал «дарами», которые являются символически элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра и геометрических фигур. Всего Фрёбель разработал шесть «даров». 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становления самостоятельности. (примеры: ребята превращаются в профессиональных поваров, знакомятся с кухней народов мира, готовят итальянскую пиццу и пасту; можно закреплять умения детей различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние людей.) К каждой образовательной области прилагаются методички с примерами игр и заданий, где можно найти историю по любой лексической теме.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, становление сознания, развития воображения и творческой активности. Через фигурки посредники ребята познают мир космоса и океана. Так как наша группа   разновозрастная, варианты заданий могут быть разные: простые для детей среднего возраста (выкладывание по образцу путем наложения), и более сложные, творческие, где ребёнок может проявить фантазию и создать свою историю.

Образовательная область Речевое развитие: основное содержание работы по освоению целей и задач данной области должно быть направлено на воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирование грамматического строя речи, её связанности при построении развёрнутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову.  (Например, можно поиграть в сказку, сфотографировать этапы и с помощью программки для андроидов «Кукольная мультипликация» создать свой мультфильм, который озвучивают  и мастерят декорации сами дети).

Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру.  В данном пособии идеи Ф. Фрёбеля связаны с идеей аппликации и развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости, развития художественного вкуса. (примеры Вид из окна: задания на отражение сезонности, где можно закреплять основные признаки и приметы времен года, схемы для пополнения развивающей среды мы создаём сами в обычном текстовом редакторе word путём вставок  геометрических фигур и форм нужного цвета и размера)

Область  физическое развитие направлено на развитие физических качеств: координация и гибкость, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики,  формирование  начальных представлений о некоторых видах спорта и здоровом образе жизни. (примеры фото: можно выложить символ бесконечности и попросить ребёнка несколько раз глазками проследить  линии рисунка. Гимнастика для глаз — один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду. Проблему зрительного утомления детей можно решить, включая игровые упражнения. Выполнение гимнастики для глаз не требует больших затрат времени.  А при выкладывании маленьких кружочков  дети развивают мелкую моторику рук. Сегодня в НОД «Зимний календарь» были использованы элементы Даров Фрёбеля путём интегрирования образовательных областей: «Карусель из разноцветных клубочков», «Схемы вид из окна: зима».

Заключительное слово:

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

 

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые, в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. 

 НАШИ ЗВЕЗДОЧКИ СИЯЮТ,

В ГРУППЕ ВЕСЕЛО ЖИВУТ!

РАЗВИВАЮТСЯ, ИГРАЮТ,

ВМЕСТЕ ПЕСЕНКИ ПОЮТ!

                         Игры с песком в группе «Звездочки»
          Дети нашей группы очень любят играть с песком. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. 
Для этой цели мы пополнили предметно-развивающую среду группы различными камешками, косточками. ракушками, мелкими игрушками. 

 

                                                           Игры с камешками
«Выложи дорожку»
Цель:
Развивать мелкую моторику, сенсорное воспитание, внимание, усидчивость. 
В одном углу песочницы находится зайка, а в другом – домик. Ребенку нужно помочь зайке дойти до домика, выложив дорожку из камешков. 

 

 

«Выложи бусы»
Цель:  Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание. 
Ребенку предлагается из цветных камешков выложить бусы, чередуя цвета. 

 

«Выложи узор»
Цель:
 Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость, творческое воображение. 
Предложить детям из разноцветных камешков выложить круг. Далее вместе с ребенком сделать квадрат, а затем предложить выложить фигуры самостоятельно.

 

 

«Найди сокровище»
Цель:  Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание. 
Камешки спрятаны в песок. Перед ребенком ставится задача найти сокровища. 

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.