Наша группа "АИСТЯТА"
Очень дружные ребята
Игры, танцы и стихи,
Очень в жизни нам нужны.
Любим в детский сад ходить,
Замечательно здесь жить.

Нашу группу ждет успех -

 

"Аистята"- лучше всех!!!

 

 

 

 

 

 

 

 ДАНЕЛЯН СТЭЛЛА ГЕОРГИЕВНА
 
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГБДОУ №36

группы компенсирующей    направленности   "Аистёнок"

Образование: высшее специальное.

стаж работы: 21 год категория: высшая

         Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может          способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном    возрасте, а значит обеспечить максимальную готовность ребёнка к    обучению в школе!

             

                 ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДОМАШНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

 

Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, поэтому родителям необходимо максимально вовлекаться в процесс коррекционной работы.

Особая роль родителей заключается в том, что они имеют возможность закреплять, полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки, не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении- во время прогулок, игр... то есть в повседневной жизни ребёнка в семье.

Выполнение домашних заданий дисциплинирует и подготавливает ребенка к школьным требованиям.

Задания могут состоять из различных частей, каждая из которых направлена на коррекцию нарушенных сторон речевой системы ребенка:


- формирование навыка правильного звукопроизношения;

 

-закрепление лексико-грамматических категорий родного языка;

 

-закрепление навыков звукового анализа и синтеза и навыка чтения.

 

Особенно важны задания по формирование навыка правильного звукопроизношения, при выполнении которых у ребенка развивается самоконтроль над тем звуком, над которым идёт работа на индивидуальных занятиях с логопедом.

На разных этапах это может быть:

- артикуляционная гимнастика, общая( направленная на укрепление всего артикуляционного аппарата) и специальная( непосредственное формирование артикуляционного уклада для отрабатываемого звука).

 

- автоматизация поставленного логопедом звука происходит поэтапно: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в чистоговорках, в предложениях, в связной речи, в самостоятельной речи



Задания по закреплению лексико-грамматических категорий и развитию связной речи чаще всего представлены различными пособиями на печатной основе.

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза( фомирование навыка чтения).

 

Различают:

-простые формы фонематического анализа:

1.выделение звука на фоне слова( есть ли заданный звук в слове);

2.определение места звука в слове( начало, середина, конец);

- сложные формы фонематического анализа:

1. порядковый( назвать все звуки по порядку; назвать 2-ой, 1-ый и т.д. звуки в слове);

2. количественный( сколько всего звуков в слове);

-фонематические представления:

1. отобрать из предложенных картинок только те, которые начинаются на заданный звук  ( заканчиваются, имеют в своём составе);

2. придумать слова на заданный звук( с заданным звуком) .

 

 

 

                                             ( материал подготовлен с использованием Инфомационно-                                                               делового оснащения ДОУ под ред. С.Вакуленко)

Ефремова Марина Владимировна

воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности " Аистёнок"

образование: высшее педагогическое

категория: высшая

 

 

Брычкина Татьяна Александровна

воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности " Аистёнок"

образование: высшее педагогическое

категория: высшая

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ  6-7 ЛЕТ

 

        В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие харак­терные значимые жизненные ситуации.

     Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространст­во усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появ­ления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

      Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переда­ваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, воен­ные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

      Изображение человека становится еще более детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

     Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

      Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

      В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

     Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

     У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой.  Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

     Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

 Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится конс­татировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

      Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

     У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.

 Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при­лагательные и т.д.

     В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

     В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

 

      К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

Уважаемые родители!

 

 

 

На занятиях Познание в разделе  Математика дети нашей группы занимаются по программе

«Школа 2000…» и используется

учебно - методический комплект авторов

 

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной

 

«Раз-ступенька, Два-ступенька» часть 1 ,

 

который ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

Основные задачи математического развития

 

дошкольников в программе «Школа 2000…»

 

  Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  Увеличение объема внимания и памяти.
  Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение  в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

 

В течении этого года обучения по программе

 

«Раз-ступенька, Два- ступенька»…

 

у детей формируются следующие основные умения:

 

 

 

1.     Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

 

2.     Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

 

3.     Умение находить части целого и целое по неизвестным частям.

 

4.     Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

 

5.     Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

 

6.     Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

 

7.     Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующие числа.

 

8.     Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

 

9.     Умение соотносить цифру с количеством предметов.

 

10. Умение измерять длину предметов непосредственно с помощью мерки. Располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

 

11. Умение узнавать и называть квадрат, круг треугольник.

 

12. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

 

13. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги, посередине).

 

14. Умение называть части суток,  последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

(далее ТРИЗ)

 

 "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем возрасте можно заскучать при обучении. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду? 

ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

 

 ОТЛИЧИЕ ОТ СТАНДАРТНЫХ ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия воспитателя. 

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах?

 

Пример применения методики в детском саду

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

 

Умелое использование ТРИЗ в детском саду

Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.

Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.

Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.

Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Кто-кто в теремочке живет?

 

 Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

 Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

 Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

 Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

- Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

"Маша-Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. 

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?" Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры. Роль игры в развитии ребенка Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит. С какого возраста начинать? Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора: - Мама, свет! - Оля, стул! Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы. Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать? Влияние методики на тип мировоззрения ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый закомплексованный человек, который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы. Выбор за каждым Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

 

Информация с сайта: http://fb.ru/article/136995/triz-v-detskom-sadu-triz-tehnologii-v-detskom-sadu-sistema-triz